1. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАСЕЛЕНИЕ.

Село Троицкий Юрт Новохопёрского уезда образовалось вследствие переселения жителей из разных губерний и в разное время.

Сперва, как рассказывают старожилы, пришло несколько семейств из Саратовской губернии, и поселились на правой стороне реки Савалы, где теперь Старожильская часть, поселенцы занимались преимущественно рыбной ловлей, так как река изобиловала рыбою и от части скотоводством, тем более что около реки находился пространный зелёный луг, удобный для пастбища,

Вторые поселены, лет 100 назад пришли из Моршанского уезда и поселились вниз по течению реки, на правой стороне верстах в двух- трёх от старожильской части и известны под именем Карпельцев. Лет 70 назад крестьяне из Коломенского уезда Московской губернии и соседнего с ним Егорьевского уезда Рязанской губернии заняли пространство между Старожильской и Карпельской частями, эти поселенцы известны под именем Коломенцев (Коломна). Последние поселенцы были из Московской губернии. Они поселились вниз по течению реки от Коломенской части и известны под именем Московский выселок, и он почти доходит до Слободы Красной. Выселок этот населили большей частью крестьяне Московской части, от чего он и называется Московским выселком. Крестьяне из других частей выселились, когда им стало тесно, за реку, из этих- то поселенцев образовались Зареченская часть. Мы берём во внимание большинство, а поэтому и не говорим о других незначительных по количеству.

2. НАЗВАНИЕ МЕСТНОСТИ И РАСПОЛОЖЕНИЕ СЕЛА.

Название села Троицкий Юрт произошло от монастыря Троицкого, который был близ села Тишанки. На месте, где теперь Троицкий Юрт, пасли скот монастырский, и поэтому здесь был, хотя небольшой, хуторок, который назвали Юртом, а так  как этот хутор или Юрт принадлежал монастырю Троицкому, то и сам хуторок назывался Троицким Юртом. Это название осталось и до сих пор, хотя теперь уже называется не хуторок Троицким Юртом, но село, которое простирается вёрст на восемь по течению реки Савалы. Село Троицкий Юрт представляет вид треугольника и расположено так, что всё село, за исключением Зареченской части, находится на правой стороне реки Савалы. Эта часть села лежит под горой так, что с запада загораживает его гора, а с востока река Савала. К югу от села находится гора, называется Лысой, поэтому на ней не растёт ничего. Рассказывают, что на этой горе, когда она была покрыта лесом был приют разбойников, у них был атаман, которого называли Пугач: Пугач  со своей шайкой грабил больше всего извозчиков которые шли в Тамбов с товарищами. Когда же шайке стала грозить опасность она бросила награбленные богатства- сокровища в озеро, лежащее ближе к селу под горой. Озеро это и теперь считается таким местом, где скрыты большие богатства.

3. КОЛИЧЕСТВО ЗЕМЛИ КРЕСТЬЯНСКОЙ И ПОДЦЕРКОВНОЙ И ЦИФРА ПОДАТИ.

У крестьян Старожильской части во владении находится 8524 десятин удобной различного качества земли и 25, 1 земли неудобной кустарных зарослей, неприносящих никакой пользы крестьянам. У крестьян Московской части находится во владении 8571 десятин, из которых 8215 десятин удобной, остальная неудобная. Таким образом в Старожильской и Московской части 17 120, 9 десятин. В Старожильской части вся земля заключается в местной даче и трёх прирезных. У крестьян Московской части земля им назначенная в надел составит в местной даче и 4-х прирезных. Вся земля села Троицкого Юрта окружена землями государственных крестьян сёл Подгорного, Ярков, Окладной (Кочерга), Васильевки, Макарова, землями помещиков села Жигарёвки г. Богучеевского, с. Алфёровки княгини Долгорукой, слободы Красной г. Раевской, села Спицына и землями помещиков г. Сурина и Баладурина и купца Емельянова. В местной даче Старожильской части находится 73, 3 десятин подцерковной земли а в местной даче Московской части 71 десятина подцерковной земли. Крестьяне, принадлежащие к Старожильской части вносят в год оборочной подати 6567 руб. 54 коп. На каждую душу полагается 4 руб. 73 коп. серебром, а крестьяне Московской части вносят 651 руб. 56 коп. серебром. На каждую душу 4 руб. 93 коп. серебром. Всех ревизских душ в селе 2 651.

4. ВИД СЕЛА ПРИ ВЪЕЗДЕ ИЗ Г. НОВОХОПЁРСКА.

Не доезжая села Троицкого Юрта из г. Новохопёрска вёрст за 5 открывается ландшафт местности на которой расположено село. Первый предмет, который явственно представляется- это храм в Зареченской части, этот храм небольшой, но очень красивый, по наружности около него нет поблизости других строений, кроме сторожки. Саженях в ста тянется ряд жилых строений, а за этими строениями раскинут луг, по которому извилисто протекает река Савала. За рекой Савалой под горой, неправильными улицами расположена Старожильская часть и Московская, первая к северу, а вторая к югу. На горе стоят, как исполины ветряные мельницы. Через луг от Зареченской до Старожильской части расположена гать с множеством мостков, но по этой гати ездить нельзя, так как здесь бывает невылазная грязь. Луг, кроме того, что для крестьян доставляет сено, а потом пастбище для скота - ещё служит очень удобным местом для домашней птицы - гусей и уток. Летом вы увидите очень много больших стад гусей, которые своим криком наполняют воздух. Река Савала несудоходна, потому что очень узкая, хотя, между прочим глубокая - впадает в реку Хопёр. Савала протекает над рекой, поэтому жители села Троицкого Юрта не терпят недостатка в воде, при этом еще в реке много рыбы, которую жители ловят бреднями и вентерями. На реке Савала трудно увидеть лодку больших размеров, хотя она и необходима, так как во время половодья  жители Заречной части не сообщения через гать со Старожильской и Московской частями. Если и есть лодки то это так называемые челноки вернее как их называют душегубки. Они делаются из цельного дерева и могут поднять на воде от 3-х до 7-ми человек. Озер на лугу очень много, которые большей частью заросли камышом: камыш этот крестьяне жнут и употребляют на крышу изб и сараев. Лесами село Троицкий Юрт не бедно-известные леса «Липяг» где много липовых деревьев, отчего и произошло название леса. Вторая дача «Ростуш»,затем «Долгонькое».Во всех дачах растут лесные орехи и малина. Этими плодами может пользоваться всякий, так как запрещения на них нет никакого лишь бы не рубили лес по производству.

5. КЛИМАТ, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА, БОЛЕЗНИ.

Осенью и весной климат села Троицкий Юрт имеет свою особенность и вредное влияние на жителей. Особенность состоит в том, что осенью и весной бывают туманы или лучше сказать над селом стоят туманы, хотя на горизонте солнце, а туманы над селом раскинуты.Этот туман, когда солнце бывает на горизонте не заметен на селе, а когда издали посмотришь то все село окутанное туманом .Туман происходит от того что ,по близости много вод и при этом большая часть луга и берега состоит из трясины, на этих трясинах и берегах сваливаются всякая нечистота которая постоянно разлагается и смешиваясь с водяными парами бывает гибельна для жителей. Осень не так еще тяжела для здоровья жителей как весна, весною вся нечистота, свезенная зимой, разлагается при влиянии на нее солнца и дождя и заражает воздух и человека. От этого с открытием весны свирепствуют болезни-тифознаая горячка, лихорадка. Кроме этих двух болезней жители села Троицкого Юрта страдают еще сибиркою. Но этой болезнью болеют не многие, а все-таки каждый год. Лечение против этих болезней, а особенно против сибирки составляют заговоры, которым крестьяне приписывают более действия, нежели медицинской помощи.

6.ЗАНЯТИЕ ЖИТЕЛЕЙ.

Занятие жителей села Троицкий Юрт бывают различны, несмотря по состоянию поселенца и по времени года. Богатые или лучше сказать самостоятельные поселенцы зимою посылают своих сыновей в извоз, а иногда и сами отправляются .Извоз состоит в том, что какой-нибудь поселянин имея у себя лошадей шесть ,а иногда больше отправляется в какой-нибудь город берет подряд на поставку товаров в разные места. Таким образом ездит всю зиму через это занятие поселянин приобретает во- первых то, что всю зиму не кормит лошадей, а это для него составляет большую выгоду, так как дома стоило бы очень дорого. Во-вторых привозит кое- что, для дома не говоря о том, что во всю зиму извозчик живёт в своё удовольствие. Другие ссыпают на месте рожь, которую доставляют партиями на заводы, за что получают большие барышни. Летом у богатых и бедных жителей одно занятие - сперва уборка сена, а потом хлеба разного рода. Сеют больше рожь, овёс и пшеницу. Говоря о занятиях жителей села Троицкого Юрта, мы коснулись только мужчин, теперь же скажем и о занятиях женщин.

Женщины, проводив своих мужиков в извоз, часа в два, три ночи встают и начинают работать. Войдите в каждую избу, и вы увидите одну и туже картину. При тусклом свете лучины шипенье и грохот прялок раздаётся по избе, иногда к этому присоединяются песни, во время пения которых чувствуется что- то неопределённое, а смотря на поющих, кажется что поют они самодовольно, веселы ни в чём не нуждаются, а вникая в смысл песни или напев её, чувствуешь, что невольно вкралась тебе в душу печаль и мучит тебя при виде жилища, скудной пищи и той непривлекательности обстановки, которой окружает каждый крестьянин, при этом ещё и постоянный труд тяжёлый, неусыпная забота и неимение надежды на перемену своего положения невольно вырывают из груди слова «Вот где надобно учиться верить и терпеть».

Летом  огород начисто находится на попечении женщин. Садить поливать капусту, лук, картофель, свекловицу принадлежит к числу обязанностей женщин. Впрочем, нужно сказать, что  лук в селе Троицком Юрте  сеют в большом количестве, поэтому уход за луком принадлежит как женщинам, так и мужчинам. Женщины также участвуют в уборке сена и зерна в поле. Таким образом, занятия женщин, как богатых, так и бедных зимой и летом бывают одинаковы. Кроме того, что у бедных они сопряжены с большими неудобствами и трудами. Занятия мужчин, да и вообще быт у богатых и бедных далеко не одинаковый, богатый, как сказано, живет в свое удовольствие, а бедный с утра до вечера вымолачивает в риге зерновой хлеб и если бы свой, то с охотой, а то чужой за небольшую плату иные же нанимаются на винокуренные заводы. Впрочем нужно сказать и то, жители села Троицкого Юрта вообще не так бедны, как бывали доселе во многих местах крестьяне помещичьи если и есть бедняки, то их процент не значителен. Немногие жители  имеют конские заводы или содержат гурты рогатого скота. Конские заводы славятся своими лошадьми, так называемыми ломовыми, мастью почти все вороные, складом очень красивые потому ценные. Славятся конские заводы государственного  крестьянина Шахова. Гурты составляются так, по весне по селам покупают рогатый скот, но большей частью коров худых, покупают по16 рублей серебром, а продают осенью по 30 рублей серебром за штуку. При такой продаже скота обыкновенно получаются большие барыши, чистый барыш за исключением расходов  достигает полтины на рубль затраченного капитала. Занимающиеся гуртами называются прасолы. Известный прасол в селе Троицком Юрте государственный крестьянин Сахаров. Садоводством  занимаются многие из жителей. Почти в каждом огороде есть несколько фруктовых деревьев, из плодов же главные- яблоки. Яблоки не только составляют для хозяина лакомство, но и идут в продажу. Рыболовством занимаются не многие и то не из выгоды, но по охоте, по привычке. Или просто из того чтобы провести время  не без дела.

В одежде села Троицкий Юрт ничего особенного своебытного нет, неизменно все тоже, что и в других селах, те же полушубки зимой как для женщин особо так для мужчин особо. На голове мужчин шапка, больше курчатая, а у женщин кичка, покрытая белым полотенцем. На ногах носят почти все обувь из кожаного товара, редко можно встретить лапти, их носят разве бедняки или приверженцы старины. Как  для стариков, так и для молодых покрой и материал для одежды один и тот же,  Разве только для молодых употребляется для украшения вышивка или накладная пестрота.

7. ЯЗЫК И НАПЕВ ПЕСНИ.

Жители села Троицкого говорят, как и все великорусы.

8.ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ К ЦЕРКВИ, СЕКТАНТЫ, ВРЕМЯ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ

Жители  села Троицкого Юрта внимательны к церквам своим, они каждый воскресный и праздничный день стараются все быть в церкви. Прежнее  неудобство в отношении хождения в церковь, как далекое расстояние, например, Московской части  и неудобная переправа  для жителей Зареченской части  к Старожильской, где сперва была церковь для всех частей, устранено самими жителями, которые выстроили храмы благолепные как по внешности, так и по внутренности. Каждый праздничный и воскресный день крестьянин считает днем священным и, кроме того, что в этот день одевается в новое платье, но и дома зажигают восковые свечи, прилепленные к иконам. На столе тоже заметно отличие праздничного дня от обыкновенного, здесь подаются /отличные/ лишние кушанья. Относясь к церкви с благоговением, относятся и к духовным людям почтительно, как служителям церкви.                                                                                                                                                                                                                                              Из жителей села Троицкого Юрта довольно последователей молоканской церкви и старообрядцев. Давно уже  существуют в селе Троицком Юрте сектанты и  нужно думать, что сектанты были при первоначальном поселении, только в неизвестности. Лет 70 назад сектанты стали, открыто мыслить и делать по-своему. Строгие меры против сектантов не сокращали их числа,  напротив, они в действиях  власти вообще видели наступление царства антихристова,  уверили себя, что они только правы и что они одни и есть такие люди, которые будут вполне наслаждаться царством  небесным, рассказывая разные небыли, увлекали простой народ, который, веря самым нелепым, но хитро сплетенным рассказам волей, неволей приставал к обществу отщепенцев.

9.ЧИСЛО УЧИЛИЩ И ЧИСЛО УЧЕНИКОВ, И ОТНОШЕНИЕ МОЛОКАН К УЧИТЕЛЯМ.

Жители села Троицкого Юрта с любовью относятся к школам. В этом селе три школы, в них довольно мальчиков и девочек и дело народного обучения идет хорошо. В школу ходят  не одни дети состоятельных крестьян, как большей частью бывает, но и дети бедных крестьян - это доказывает, что все крестьяне без исключения считают нужным обучать грамоте детей своих , при этом нужно заметить, что сектанты , как например молокане, также сознают необходимость обучать своих детей грамоте, поэтому с охотой присылают своих детей в школу, вполне будучи уверены что в школе ничему плохому не научат. Замечательно и то, что молокане не пренебрегают чтением книг по гражданской печати. Впрочем, бывают случаи, что, приводя,  какой-нибудь крестьянин молоканин или крестьянка молоканка сына или дочь в школу приносят с собой азбуку и просят, чтобы учитель учил их дитя по этой азбуке, но не гражданской. Когда учитель начинает объяснять, что дитя скорее и легче выучится  по гражданской печати, чем по церковной, то молокане  верят учителю и вполне с ним  соглашаются, вполне, будучи уверены что правительство назначает учителей по разбору.   Старейшая школа в Троицком Юрте в Старожильской части, существует приблизительно лет 25, открыта при палате государственных имуществ, а теперь находится, как и другие две школы в ведении мировых учреждений, в этой школе находилось, как и  в прошлом году  64 мальчика и 8 девочек, учителем при этой школе находится, окончивший полный курс семинарии П.В. Поворинский. Школа находиться в доме священника Светозарова. С 1867 года открыта школа Московской части, где в прошлом году было около 55 мальчиков и 6 девочек. Учителем находиться окончивший курс философских наук Воронежской духовной семинарии Василий Анисимович Лебедев. Помещение школы находиться в нанятой квартире. Третья школа открыта с 1868 г. и находиться в Зареченской части. Учеников в прошлом году было 32 мальчика и одна девочка, учителем при этой школе состоит воспитанник их педагогических курсов при Воронежской губернской гимназии Н. И. Худяковой.

Помещение школы  Для школы очень удобное, оно находиться в прицерковном доме, который предназначен для помещения священника, но как священник живёт в своём  собственном доме, то и уступлено для школы. Таким образом, во всех школах в прошлом году находилось учеников 150 и девочек 15. Большой процент учеников Старожильской части, а потом в Московской части. Говоря об учении крестьянских детей в школе нельзя и не коснуться и того, что в Троицком Юрте как и в других сёлах обучением грамоте занимаются так называемые чернички, которые заучивают детей читать по церковной печати, писать же учат по печатным буквам. За труды берут и деньгами и мукою и пшеном и другими, вообще с кем как договорятся.

Источник: Летопись 1871г (автор Лебедев)