Помимо названных тканей и изделий в Воронежской губернии повсеместно было распространено ткачество девичьих шерстяных праздничных кушаков, полихромных в редкую продольную цветную полоску. Кушаки эти носили и мужчины поверх одежды в холодную пору. Особо красивые кушаки ткали в Верхнем Мамоне, Новохоперском, Павловском и Острогожском уездах.
Что касается льняного волокна, то у нас оно было худшего качества, чем в других губерниях России. В обширных степях Воронежского края росло много дикого льна, но его по каким-то причинам не собирали и в дело не пускали. Посевы же льна хотя и производились примерно до 1930 г., но удельный вес их был незначительным. Кроме перечисленных волокон в ткачестве в нашем крае использовался липовый луб - "мочало" - и волосы из конского хвоста. Так, из тонкого мочала ткали рогожное полотно, которое употреблялось на упаковку товаров, изготовление мешков и кулей, нередко для наружной обивки дверей как утеплитель. Из более грубого луба липы ткались габаритные сетчатые полотна для решет, на которых сеяли муку грубого помола. Из длинного волоса конского хвоста ткали квадратные полотна для сит, на которых просеивали муку мелкого помола - рупчатку, крахмал, толченое конопляное семя, овес, пшено и гречиху.
Из такой же сетки до появления сеток из металла делали цедилки для молока. Конский волос использовался как леска для ловли рыбы удочкой, для силков для ловли мелкой птицы, из него вили веревки, вожжи.
Лубовые решета и волосяные сита делались редкими мастерами - ситниками и решетниками. Изделия их обычно продавались на базарах и ярмарках вплоть до 1930 г. Ремесло это угасло при появлении в торговле сит, решет и цедилок, сделанных фабричным способом из металлической сежи.
Для окрашивания полотняной и шерстяной пряжи и ткани в губернии пользовались исключительно красителями, добытыми из местных растений и плодов, в изобилии росших в садах, огородах, лесах и полях. Красители эти яркие по цвету, безвредные и, самое главное, не линяющие, даже если долго были на солнце. Можно сказать - вечные. Бывало так, что ткань от времени разрушится, тронуть нельзя, сыплется, а краска на ней такая же свежая, сочная, "живая", какой она была в начале крашения или росписи.
Технология крашения и росписи была не сложная, однако почти каждая женщина имела свои большие и маленькие секреты, которые передавала по наследству дочерям и внучкам. К великому сожалению, секреты эти сегодня незаслуженно забыты. Иногда диву даешься тому, как наши зачастую неграмотные или малограмотные русские крестьянки, не имевшие никакого понятия о химии, из одного и того же растения, словно в волшебной сказке, получали красители от одного до трех, а то и четырех совершенно разных цветов. Например, из травы змеевика получали черный, красный и желтый красители.
Растений, содержащих в себе красящие вещества, на воронежской земле было много. Так, черный цвет получали из змеевика, марены красильной; красный - из недотроги (прыгуна), подмаренника (душистой кашки), марены красильной, змеевика, лапчатки; желтый - из фиалки трехцветной, дрока красильного, живокости полевой, можжевельника, подмаренника (душистой кашки), купавки красильной, водяного перца, змеевика, мать-и-мачехи; зеленый - из конопли посевной, подмаренника, крапивы двудомной, крушины (жостера); розовый - из коры яблони и ивы, марены красильной; малиновый - из коры дикой яблони; синий - из просвирника лесного, черноклена; голубой - из синего полевого василька; коричневый - из череды трехраздельной; бордовый - из кожуры лука; фиолетовый - из чернильных орешков дуба; кремовый - из череды трехраздельной; серый - из просвирника лесного.
В основном красители добывались из растений, которые росли неподалеку от жилья. А такой ярко-синий краситель, как индиго, привозился торговцами из других стран, стоил он дорого, а потому и применялся очень редко. Красная краска из армянской кошенили, из кожуры граната, черная, желтая, коричневая и сочная ярко-зеленая - из грецкого ореха и его листьев были привозными и тоже использовались очень редко.
При крашении тканей, набойке или росписи от руки обязательно применялись протравы, такие, как окись железа (ржавчина) и окись меди (купорос). Красители приготавливались на специально сделанных для крашения квасах из ржаной, ячменной муки, на сыворотке простокваши.
Крашение пряжи и отбеленного полотна в Воронежской губернии было распространено издавна и повсеместно. В праздники красавцы парни щеголяли в красных, малиновых, зеленых рубашках и синих портах (брюках). Статные девушки наряжались в черные сарафаны, украшенные различными обрядами ярких цветов. Однако так было не всегда. Одежда, сшитая из гладкоокрашенной (однотонной) холстины, считалась скучной, будничной и, если хотите, немодной.
Крестьянки стремились украсить ее, сделать радостной для глаз.Одним из наиболее ранних способов украшения полотна и одежды являлась "набойка" - нанесение многокрасочного узора (рисунка) на ткань с помощью вырезанных на деревянных досках штампов - "печаток". "Набивные" узоры занимали и ныне занимают видное место в русской, в том числе и воронежской, орнаментике. Производство набойки на домашних тканях в России было известно с глубокой древности и применялось до тех пор, пока не было вытеснено машинным печатанием одноцветных и многоцветных узоров на фабричных тканях. Способ современного машинного печатания на тканях, несомненно, является развитием древних приемов набойки.
Для набойки использовались местные домашние ткани из всех видов волокон и в основном растительные красители. Набивные ткани были самыми доступными для крестьян, они их и производили, и потребляли. В набивных тканях раскрывается богатое орнаментальное (узорное) искусство русского народа, сложившееся в течение сотен лет. До нашего времени старинной набойки сохранилось сравнительно немного, объясняется это недолговечностью ткани и пренебрежением правящей знати к мужицкому искусству, а также отсутствием должного внимания со стороны просвещенных людей к "дешевым" крестьянским тканям. Одна из них, набойка Николая Тимофеевича Пономарева, жителя села Клеповки Бутурлиновского района, хранится в Воронежском краеведческом музее.
О русском орнаменте поэт Сергей Александрович Есенин в статье "Ключи Марии" писал: "Орнамент (узоры) - это Музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то вечной песни перед мирозданием..."
Наряду с ткачеством в домашних условиях в Воронежской губернии стали возникать и успешно развиваться небольшие предприятия: мастерские, фабрики по производству простого полотна, тканых вещей и других предметов домашнего быта. В основном они создавались в помещичьих усадьбах с привлечением труда крепостных крестьян, государственных и вольных людей-надомников. Уже в 1703 г. в Воронеже был "великий" канатный завод. Начиная с 1800 г. работала шалевая фабрика помещицы Веры Андреевны Елисеевой в Нижнедевицком уезде. В течение 50 лет своими шалями она снискала славу не только в России, но и за границей. В губернии были ковровая фабрика князя Александра Александровича Щербакова в слободе Михайловке Павловского уезда, коврово-бархатное заведение помещика В. Т. Лисаневича в Острогожском уезде, коврово-ткацкое заведение помещицы Лосевой в Землянском уезде, коврово-шитьевое домашнее заведение помещицы Струновой в Бобровском уезде, ковровая фабрика подполковницы Елены Яновой в Богу-чароком уезде, золотошвейное, ковровое и кружевное заведение монастырской мастерской в селах Таволжанка и Троицкое Новохоперского уезда, где художественным руководителем была бывшая сирота, а потом заместитель игуменьи монастыря по художественной части, талантливая художница Ксения Григорьевна Дивакова, окончившая специальное Касторенское монастырское ковро-вышивальное училище для талантливых девочек-сирот. В с. Староживотинном действовала учебно-ткацкая мастерская великой княжны Ольги Александровны Ольденбургской. Ее же художественная студия и ковровая мастерская были в Рамони. Учебная мастерская и рукодельная по изготовлению кружев, ковров были созданы в с. Горожанке Рамонского уезда в имении помещицы Екатерины Николаевны Чоколовой. В губернии работали и другие (Мелкие кружевные, вышивальные и ковровые заведения.
В слободе Талах Богучаракого уезда была организована Писаревская школа прядения и ткачества.