Витраж
Происхождение термина Витраж
Термин "витраж" происходит от французского слова "vitre" (оконное стекло). Витраж представляет собой предназначенную для заполнения оконного проема декоративную орнаментальную или тематическую композицию, выполненную из кусков разноцветного стекла, часто расписанного красками, которые закрепляются на стекле обжигом. Отдельные, фигурно вырезанные куски стекла скрепляются между собой обычно свинцовыми перемычками, образующими сложный узорчатый переплет. В особенно больших окнах, площадь которых измеряется десятками квадратных метров, переплет вырезается из камня, например мрамора или известняка, а отдельные части его соединяются между собой металлическими штырями и скобами. Наконец, некоторые элементы оконной арматуры, как, например, рама, окаймляющая всю композицию, делаются обыкновенно из железа или дерева.
Витраж и мозаика
Витраж, точно так же как и мозаика, основным своим назначением в прошлом имел служение архитектуре. Он дополнял и пояснял язык ее образов. Так же, как и мозаика, витраж своим тематическим содержанием служил целям церковной и политической пропаганды; смягчал своими яркими красками суровый мрак готических храмов.
Наконец, аналогия между витражом и мозаикой заключается в общности материала, из которого выполняются изображения этих двух жанров. Там и здесь это - цветное стекло, но в мозаическом искусстве стекло заглушённое, а в витражном - прозрачное. Мозаика пользуется эффектом отраженного света, а витраж - проходящего. Стекло, особенно полированное, обладает БЫСОКИМ коэффициентом отражения, и яркость мозаических красок превосходит все, что может дать живопись по любому непрозрачному материалу. Именно в этом - главнейшее преимущество мозаичных монументальных изображений над фресковой, масляной и инымивидами живописи.
Однако насыщенность и сочность цветовых оттенков, которые мы наблюдаем в окрашенном прозрачном стекле при рассматривании его в проходящем свете, ни с чем не может сравниться. Искусство витража, в основе которого лежит полное использование непревзойденных оптических свойств прозрачного стекла, блестяще разрешило декоративную задачу.
Век витражного искусства в два-три раза короче века мозаического. Тем не менее исторические судьбы этих двух жанров монументальной живописи сходны между собой. И мозаика и витраж получили наибольшую распространенность в период средневековья и, достигнув апогея своего совершенства в эпоху Возрождения, стали быстро утрачивать значение как самостоятельные ветви прикладного искусства, составлявшего неотъемлемую часть архитектуры.
Начиная с XVII в. и мозаика и витраж откровенно становятся на путь копирования масляной живописи и постепенно уступают свое место гораздо менее сложной фресковой технике.
История витража
Познакомимся теперь с историей витражного искусства. Начнем с технологических вопросов. Вполне понятно, что развитие витража, точно так же как и мозаики, должно было идти в ногу с успехами стеклоделия.
Однако в мозаике требования к стеклу были очень скромными. Достаточно было иметь небольшие куски разноцветного непрозрачного стекла любой формы, раскалывая которые молотком, как это делалось с природными камнями, художник получал нужные ему кубики для набора картины. Варить цветное стекло в кусках небольшой величины люди научились очень давно, и стеклянная мозаика получила возможность широкого распространения еще в конце старой эры летосчисления.
Требования витража к стеклу
Требования витража к стеклу значительно более строгие. Во-первых, стекло должно быть прозрачным, а прозрачность была достигнута значительно позже. Во-вторых, нужно было иметь стекло в виде сравнительно тонких листов, что люди научились делать только в начале средних веков, да и то на первых порах еще очень неискусно: стекло получалось неодинаковым по толщине, с шероховатыми поверхностями и в листах очень небольшой величины.
Монах Теофил в своем известном труде, написанном в XII в., дает довольно подробное описание современного ему метода изготовления листового стекла, не указывая, к сожалению, времени изобретения этого метода.
Наиболее древняя техника витража представлена в окнах христианских базилик в первые столетия средневекового периода. История не сохранила нам ни одного из редкостных памятников такого рода, но по некоторым литературным источникам мы можем догадываться, что это был примитивный набор из разноцветных кусков стекла разной величины и неоднородной толщины, образовывавший рисунок коврового типа. Куски стекла укреплялись, по-видимому, при помощи замазки в прорезях деревянных, мраморных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы.
К этому времени люди уже научились варить прозрачное окрашенное стекло, но не умели еще придавать ему форму тонкого листа, однако цвета были настолько разнообразны и ярки, что, по свидетельству греческих и латинских писателей IV-VI вв., такого рода окна в храмах производили на посетителей огромное впечатление.
Так, например, Фортунах, епископ г. Пуатье, живший в VI в., в торжественных стихах прославляет лиц, украсивших базилики цветными стеклами, и описывает эффект первых лучей утренней зари, играющих в окнах Парижского собора. Один из латинских поэтов VI в. воспевает магическую игру солнечных лучей, проходящих сквозь цветные стекла в окнах храма Софии в Константинополе. Римский поэт Пруденций (IV-V вв.), посетивший двор императора Гонория, сравнивает цветные стекла в окнах базилики апостола Павла с весенним лугом, усеянным яркими цветами.
Фреска
История настенной живописи началась ещё с ритуальных рисунков, которыми наши предки украшали мрачные стены пещер. В начале III тысячелетия до новой эры египетские художники начали расписывать стены гробниц сценами предполагаемой загробной жизни. В Минойском искусстве на острове Крит впервые настенная живопись, датируется 1700 г. до н.э.
Роспись потолков и стен активно применялась еще в Древнем Египте для художественного оформления внутреннего пространства гробниц, культовых сооружений и жилых интерьеров. Также фреска была известна в эгейском искусстве II тысячелетия до н. э. и особенно распространена в Древнем Риме. В Помпеях, Остии и Геркулануме, погибших при извержении Везувия, росписи нашли широкое применение в домах I века до н.э. Художественная роспись стен являлась своеобразным лицом жилища. В интерьере главенствовала настенная живопись, выполненная восковыми красками. Фрески в интерьере были призваны не только украшать, но и свидетельствовать о культурном уровне владельца дома, а также характеризовать его общественный статус, политическую принадлежность и материальные возможности.
Многочисленные фрески выполнены в средневековой Западной Европе. Бурное и своеобразное развитие художественная роспись стен получила в Италии в XIV – XVII веках. Этот период можно охарактеризовать как время усиленных поисков преодоления несовершенств техники фрески. Вторым рождением в Европе монументальная настенная роспись обязана гению Джотто ди Бондоне. Его фрески в капелле Arena в Падуе произвели революцию в средневековом изобразительном искусстве. Выдающиеся мастера фресковой живописи эпохи Возрождения - Фра Анжелико, Мазаччо, Пьеро делла Франческа. Непревзойдённых вершин в этой технике достигли Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микельанжело. Художники-маньеристы Паоло Вернезе и Джулио Романо научились мастерски использовать в настенных росписях эффект иллюзии. Крупнейший художник-монументалист барокко, писавший маслом на холстах и деревянных панелях, которые затем укреплялись на стенах, - Питер Пауль Рубенс. Кстати, по латыни стена - murus, отсюда и художников, занимающихся настенной живописью прозвали муралистами.
В эпоху барокко настенная живопись приобрела совершенно особый статус и символику и по-прежнему была одним из популярнейших средств видоизменения интерьеров дворцов и особняков, а также создания грандиозных пространственных иллюзий.В последующие эпохи — рококо, классицизм, ампир (то есть вплоть до средины позапрошлого века) значение фрески и настенной росписи ничуть не уменьшилось.
В XIX столетии наиболее значительными стенными росписями считаются работы романтика Эжена Делакруа. В нашем веке мексиканские муралисты - прежде всего Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и Давид Альфаро Сикейрос, - пользуясь всеми известными техниками, создали сотни монументальных росписей, украсивших стены общественных зданий Мехико.
Во время грандиозных исторических и социальных перемен в конце XIX – начала ХХ веков, ознаменовавшееся появлением принципиально нового и современного стиля — модерн, искусство фрески и настенной живописи в целом приобрело качественно иные принципы и формы. Древние традиции переродились в современные, и искусство настенной росписи не избежало подобной участи. Фреска практически полностью сошла со сцены.
Граффити
Первые рисунки в стиле граффити появились в Нью-Йорке в середине 70-х годов. Они были довольно примитивными и однообразными. А началось все с манхэттенского паренька греческого происхождения по имени Деметривс обычной шариковой ручкой он пишет на стене одной из станций подземки свою кличку - taki - и номер улицы - 183 (Taki 183). Это был первый тег в истории граффити, а Деметривс - первый райтер. После этого стало модно придумывать себе кликухи и писать их заковыристым шрифтом на стенах. Это увлечение как болезнь распространилась среди молодежи. Так начало зарождаться то, что в последствии будет называться graffiti.
СЛОВО "граффити" происходит от итальянского "graffito", то есть “нацарапанный”. Родоначальники жанра использовали самые обычные маркеры и аэрозоли, которые нередко “заимствовали” у зазевавшихся продавцов в магазине. Немало рабочих инструментов изготавливалось собственноручно. В ход шло буквально все: от специальных составов для подкраски обуви до штемпельной краски. В качестве корпуса для “начинки” обычно использовался отслуживший свое баллончик из-под дезодоранта.
Искусство graffiti развивалось из простейших надписей, называемых "tag`ами", которые молодежь писала, чтобы оставить свой след. Совсем скоро образовалась куча команд, которые конкурировали друг с другом не сколько в качестве рисунков, сколько в их количестве и расположении в молодежных местах. Стены в то время были просто "убиты" tag`ами. Но поскольку число tagger`ов и, соответственно, самих тэгов росло, постепенно начался поиск нового стиля, чтобы выделиться из толпы. Тогда лучшие из tagger`ов стали уделять большое внимание артистизму, введению чего-то своего. Ребятам из Нью-Йорка наскучило просто тратить краску на какие-то подписи, и появились первые цветные рисунки. Они были низкого качества и состояли из малого небольшого цветов. Прошло время, graffiti стало частью популярной в то время hip-hop культуры. Художников стало появляться всё больше и больше.
Затем настала очередь нью-йоркской подземки. Подпольные художники пробирались в депо, где ночью стояли поезда, и хорошенько обрабатывали вагоны аэрозольными надписями. Граффити обрело скорость. Оно стало мобильным и отныне не ограничивалось стенами школ и туалетов. Послание, начертанное на вагоне подземки, могли увидеть в разных районах многомиллионного города. В 1975 году глазам удивленной публики предстало “полотно” размером в целый вагон, а год спустя - с состав. Особой любовью у граффитистов пользовались плоские вагоны старого образца и белые поезда - самыми же “неподходящими” считались бруклинские вагоны из гофрированной стали. Впрочем, для особо настойчивых и это оказалось не препятствием. Это просто повергло в шок власти, и с граффити начали интенсивно бороться. Создавались даже специальные отряды полиции по борьбе с вандализмом. Кстати, они существуют и поныне. Немало американских граффитистов поплатились за свое творчество внушительными штрафами, кое-кто угодил за решетку.
До сих пор в граффити сохраняется дух социального протеста в таком направлении, как «бомбинг», в особенности на поездах.
Вскоре огромное значение приобрел цвет, символы, characters (мультипликации), а также дерзкие 3х мерные буквы. Цветовые переходы, смешивание цвета - сложный процесс, в котором цвета, кажется, переходят друг в друга от светлого в более темный. Эти рисунки несли в себе небольшое подобие каракулям тэгов, но их создатели уже назывались "writers" (райтеры) вместо taggers. Тридцать лет назад большинство авторов работало поодиночке, но поскольку рисунки увеличились в размере и сложности, многие начали работать в свободных группах, называемые "crew"(команды). Появились технологические новшества, преобразовавшие graffiti в более сложную художественную форму. Взрыв популярности hip-hop`а преобразовал искусство аэрозоля, наряду с такими течениями как breakdance и rap, в популярное культурное явление. Hip-hop, зародившийся на улицах Нью-Йорка, достаточно быстро перерос в международную, многонациональную культуру.
ИСТОРИЯ НАШЕГО (тогда еще советского) граффити началась в 1985 году - одновременно с модой на брейк-данс. Что вполне закономерно, ведь и то и другое - часть культуры хип-хоп. "В середине 80-х по стране волной прокатились break-фестивали. Началось все с Прибалтики: Шауляй, Паланга, Огре. И потом лет пять в разных городах СССР - от Калининграда до Горького и Донецка - продолжались грандиозные молодежные шоу. Первые граффитисты оформляли фестивальные декорации, которые - при всей их незрелости - потрясали воображение публики не меньше, чем головокружительные пируэты танцоров.
Довольно скоро яркие рисунки появились на улицах Калининграда и Питера. В северной столице граффити тогда активно занимались Баскет и Бармалей (Баскет со временем перебрался в Москву, сейчас он дизайнер - по отзывам специалистов, дизайнер высококлассный). Спустя почти десять лет “раскачалась”, наконец, и Москва. То, что в Риге и Калининграде граффити прижилось почти сразу же (не в пример в Москве), - не только огромная личная заслуга Крыса, популяризировавшего хип-хоп на Балтийском побережье. Есть тут и иная причина, куда более прозаичная. Необходимая для настенной росписи краска аэрозоль в Прибалтике стоит намного дешевле, чем в "континентальной" России.